Недвижимость как товар

10 января 2014
Недвижимость как товар
В нашей современности даже ребёнок, так или иначе, способен будет объяснить понятие «недвижимость». Сегодня этот термин, устойчиво вошедший в нашу жизнь, можно слышать в рекламных объявлениях по радио, с экранов телевизоров, читать в газетах, видеть на баннерах. Он кажется весьма понятным и даже само собой разумеющимся. И мало кто знает, что согласно историческим сведениям, определение «недвижимость» вошло в обиход ещё в далёкие времена римского права. Да, да, именно тогда и произошло дробление на «движимое» и «недвижимое» имущество. В нашей же стране в 1714 году реформатором Петром Великим определение «недвижимое имущество» было впервые прописано в указ «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах», с тех пор «укоренился» и стало общепринятым на просторах дореволюционной России. Однако в период Советской власти деление имущества считалось пережитком буржуазного прошлого, не соответствующего нормам советского общества и социалистической морали. Исходя из этого, и вместе с отменой собственности на землю, понятие «недвижимое имущество» было упразднено. И лишь только в 1991 году оно вновь входит в экономический и правовой оборот, а в 1994 году окончательно закрепляется ГК РФ.
 
И все же, давайте дадим четкое определение тому, что есть «недвижимость». Это вид имущества признанного в законодательном праве недвижимым. Сюда относятся: земельные участки, обособленные объекты, т.е. все, что тесно связано с землёй. А в том числе здания и сооружения, которые на этой земле находятся.
 
Недвижимость при рыночных отношениях выступает в роли активов, обладающих определёнными качественными и количественными характеристиками и удовлетворяющих различным потребностям. А также является объектом различных сделок: дарение, залог, купля-продажа, наследование, обмен и прочее. Все операции, проводимые с объектами недвижимости, выполняются на «рынке недвижимости». Этот термин юридически не закреплён, что, впрочем, не умаляет его важности для экономики. Рынок недвижимости – часть финансового рынка, сфера обусловленных денежных вложений в систему экономических связей, возникающих при операциях с объектами недвижимости.
 
Недвижимость как товар имеет качественные характеристики и обладает рядом свойств: полезность, разновидность, уникальность, неповторимость, долговечность, стационарность, фундаментальность, ликвидность, устойчивая тенденция к росту стоимости – капиталоёмкость.
 
Полезность
 
Недвижимое имущество должно максимально удовлетворять нужды собственника в период определенного промежутка времени.
 
Разновидность, уникальность, неповторимость
 
Невозможно найти два одинаковых объекта недвижимости, обладающих одинаковыми физическими характеристиками. Нет двух одинаковых земельных участков, квартир, зданий, сооружений – каждому объекту присущи свои индивидуальные характеристики и особенности, отличающие его от прочего недвижимого имущества.
 
Долговечность
 
Если сравнивать с иными товарами, то недвижимость в отличие от огромного большинства из них имеет относительную долговечность износа. Да, здания и сооружения со временем требуют ремонта или реконструкции, однако, нормативные сроки службы варьируют от 15 до 150 лет. А если говорить о земле в «чистом» виде, то теоретически она не изнашивается вообще. Влияние времени не изменяет ее качества и усугубляет потерю пригодности.
 
Стационарность
 
Недвижимое имущество тесно связано с землёй как физически, так и юридически. Фиксированность его расположения влияет на экономические характеристики и срок эксплуатации. Как правило, перемещение объекта без нанесения ему ущерба маловероятно, можно даже сказать, невозможно. А вот повысить экономический спрос можно посредством изменения способа использования объекта недвижимости.
 
Фундаментальность
 
Объекты недвижимости сломать, похитить, потерять при обычных условиях невозможно.
 
Ликвидность
 
О недвижимом имуществе стоит говорить, что они имеют низкую ликвидность на рынке недвижимости. Это обусловлено, как с уникальными, так и стационарными свойствами акциза. За счёт первых возрастают издержки и время на его поиск и реализацию. Второе делает невозможным перемещение «товара» в регион с наиболее высоким на него спросом.
 
Капиталоемкость
 
Стоимость недвижимости во все времена была высока. А с течением времени ещё более возрастает. Это позволяет использовать недвижимое имущество как одно из надёжных средств для капиталовложений.
 
Рынок недвижимости разделяется на две категории: первичный рынок недвижимости и вторичный рынок недвижимости.
 
Первичный рынок – здесь товар-недвижимость выступает впервые. Объекты не были ещё заявлены в собственность, это новостройки. Достоинством такого жилья является его юридическая чистота, т.е. отсутствие у квартиры какой бы то ни было «истории». Плюс ещё в том, что при строительстве новых объектов учитываются недостатки прошлых проектов и используются современные строительные технологии и материалы. Продавцами являются федеральные, региональные, местные органы государственной власти, частные строительные компании.
 
Вторичный рынок недвижимости или вторичное жилье – жилье ранее уже использовавшееся и принадлежащее первоначальному владельцу (физическому или юридическому лицу). Свойства вторичности приобретаются объектом с момента начала каких-либо сделок связанных с ним.
 
Структура рынка недвижимости определяется тремя составляющими: рынок жилья, коммерческой недвижимости, рынок земли.
 
Рынок недвижимости выполняет ряд основных функций:
 
  • Самой важной и значимой является функция ценообразования. Установление равновесных цен определяет объем платёжеспособного спроса в соответствии с объёмом предложений.
  • Регулирующая – чётко распределяет финансовое ресурсы по сферам предпринимательской деятельности на самостоятельно функционирующем рынке и направляет участников рынка к формированию эффективной структуры экономики, позволяющей удовлетворить общественные интересы и обеспечить потребности всех его участников.
  • Коммерческая функция заключает в себе организацию механизма получения оптимального размера стоимости на вложенные инвестиции.
  • Функция санирования – очищение рынка от неэффективных, слабых «игроков», не способных выдержать здоровую конкуренцию.
  • Стимулирующая функция. Высокая степень конкуренции экономически побуждает к повышению уровня деловой активности, принуждает искать и использовать новые научно-технические и управленческие возможности в погоне за прибылью при создании и использовании объектов недвижимого имущества. Стимулирующая функция направлена на финансовое поощрение этих средств и возможностей.
  • Социальная функция проявляет себя в повышении трудовой активности граждан, стремящихся быть обладателями собственности: квартир, земельных участков и прочего.
  • Информационная – оперативный сбор, анализ, распространение актуальной информации, позволяющей всем участникам рынка недвижимости быть в курсе цен, тенденций, спроса и предложений.
  • Посредническая функция. Рынок недвижимости выступает в роли общего посредника и места встречи огромного количества экономически независимых и обособленных продавцов и покупателей. При посреднической функции рынка недвижимости между этими разными категориями устанавливаются взаимосвязь, создаются возможности для самостоятельного выбора партнёров.
  • Инвестиционная функция. Вложение инвестиций в объекты недвижимости – замечательный способ сохранения и приумножения капитала. Инвестиционная функция – политика активного привлечения инвесторов, позволяющая рынку находиться в процессе постоянного развития. Она же способствует переводу финансов населения из пассивной формы запасов в приносящий реальные доходы производительный капитал.
Другие статьи
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!