Периодические издания и киоски прессы находятся под угрозой исчезновения
3 декабря 2015

Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) в рамках мониторинга Приказа Минкомсвязи «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации» опубликовала результаты новых исследований.
Первое исследование АРПП посвящено анализу обеспеченности федеральных округов РФ специализированными торговыми объектами прессы (киосками и павильонами). Для мониторинга была запрошена официальная информация у руководителей всех субъектов Российской Федерации о ходе выполнения Приказа, а также информация о количестве киосков прессы у региональных распространителей.
На ноябрь 2015 года в России насчитывается 27 906 киосков, реализующих периодическую печатную продукцию. Таким образом, на сегодняшний день один специализированный объект с прессой приходится 5 241 жителя страны, при нормативе один киоск на 2500 жителей. В разных регионах уровень обеспеченности специализированными торговыми объектами прессы отличается в несколько раз. Если в лидирующей Калининградской области на один киоск приходится 2197 человек, то в Республике Адыгея – 16043, что превышает норматив более, чем в 6 раз. Таким образом, Адыгея занимает 82 место в рейтинге с 28 торговыми объектами прессы во всей республике.
Ситуация в самих городах Российской Федерации по обеспеченности населения киосками прессы также складывается по-разному, но в целом наблюдается аналогичная тенденция. При нормативе, принятом для городов, 1 киоск на 1500 человек, Майкоп попал в группу с уровнем обеспеченности киосками и павильонами прессы ниже нормы в 4 раза. В республиканской столице имеется 21 киоск по распространению периодической печати, вместо положенных по нормативу 96. Таким образом, один специализированный объект с прессой обслуживает 6883 жителя Майкопа.
Второе исследование АРПП позволило оценить отношение руководства регионов к вопросам распространения печатных СМИ и составить целостную картину состояния дел с реализацией печатной периодики на местах. В оценку эффективности деятельности руководителей субъектов РФ были включены такие показатели, как: уровень обеспеченности населения специализированными объектами прессы, соответствие арендных ставок рекомендациям Минкомсвязи, ассортиментная «свобода» компаний в формировании торгового ассортимента в объектах прессы. На основании информации, полученной от комитетов СМИ в регионах, глав субъектов РФ, их уполномоченных лиц и операторов рынка, экспертной группой АРПП был составлен рейтинг руководителей субъектов РФ по отношению к системе распространения печатных СМИ.
В этом рейтинге глава Адыгеи Аслан Тхакушинов с 12 баллами из 100 возможных делит 78-79 место с губернатором Сахалинской области Олегом Кожемяко. Отношение главы республики к вопросам распространения печатных СМИ в регионе было отмечено лишь в двух модулях из пяти. В первом модуле, оценивающем уровень обеспеченности всеми объектами прессы, Аслан Тхакушинов набрал 10 баллов, в пятом, оценивающем административное регулирование рынка распространения периодической печатной продукции в регионе – 2 балла. В модулях, оценивающих арендные ставки для объектов прессы в регионе, ассортиментную свободу объектов по распространению прессы и государственную поддержку распространения прессы, баллов набрано не было.
Как показали эти исследования, потеря популярности изданий периодической печати и сокращение количества киосков по их распространению характерно для большинства регионов РФ. Исключение составляют лишь города-миллионники, с постоянным спросом на печатные издания и наилучшим доступом к газетам и журналам. В населённых пунктах с численностью населения менее 300 000 нишу периодической печати занимают в основном провластные издания, финансируемые из региональных и муниципальных бюджетов.
В Адыгее таким примером могут служить республиканская газета «Советская Адыгея» и муниципальная газета «Майкопские новости». Тираж «Советской Адыгеи» падает с каждым годом и сейчас составляет всего 3355 экземпляров, периодичность выхода газеты – 5 раз в неделю. По данным, опубликованным в самой газете, число читателей, оформивших подписку на первое полугодие 2016 года через киоски, оставляет около 400 человек. Ещё около 500 оформили подписку непосредственно в редакции. Остальной тираж распространяется посредством, так называемой, принудительной корпоративной подписки на предприятиях Майкопа и через розничную продажу. Аналогичная ситуация обстоит и с газетой «Майкопские новости», выпускаемой тиражом около 3000 экземпляров. Перспектива развития этих дотационных печатных изданий – стать ещё более формальным информационным инструментом органов власти.
Фонда развития гражданского общества в своём докладе «Традиционные медиа в 2020 году: тенденции и прогнозы» прогнозирует продолжение процесса сокращения совокупных тиражей и аудитории печатных изданий с перспективой почти полного исчезновения данного сегмента в его бумажном виде в промежутке между 2020 и 2030 годом.
Похожие новости